Великобритания рискует утратить статус лидера в науках о жизни




Великобритания рискует утратить статус мирового лидера в области наук о жизни, поскольку инвестиции уходят в другие страны. Об этом предупреждает Ассоциация британской фармацевтической промышленности (ABPI) в своем новом отчете, в котором подробно описывается тревожное падение иностранных инвестиций и финансирования исследований.

Фармацевтическая промышленность играет ключевую роль в долгосрочных планах правительства Великобритании, ежегодно принося в экономику 17,6 млрд фунтов стерлингов валовой добавленной стоимости. Однако в ABPI призывают министров и отрасль выработать единый взгляд на факторы, стимулирующие инвестиции. Расхождения в этом вопросе создают неопределенность и подрывают доверие инвесторов.

«В условиях меняющегося и высококонкурентного международного ландшафта обеспечение общего понимания между промышленностью и правительством факторов, влияющих на инвестиции, никогда не было столь важным», – заявил исполнительный директор ABPI доктор Ричард Торбетт. Согласно анализу ассоциации, Великобритания все больше отстает в глобальной гонке за мобильный капитал.

Прямые иностранные инвестиции в британский сектор наук о жизни упали на 58% – с 1,9 млрд фунтов стерлингов в 2021 году до 795 млн в 2023 году. В результате страна опустилась в рейтинге привлекательности для инвесторов со второго на седьмое место среди 12 стран-конкурентов. Инвестиции в НИОКР также сократились почти на 100 млн фунтов стерлингов до 8,7 млрд в 2023 году. По оценкам ABPI, если бы страна сохранила темпы роста, соответствующие мировым трендам, она могла бы получить дополнительно 1,3 млрд фунтов инвестиций в НИОКР только за прошлый год.

Одной из главных причин спада в отчете названа фискальная политика. В Великобритании действуют самые высокие ставки так называемого механизма «clawback» – возмещения, по которому фармкомпании обязаны возвращать государству часть доходов, если расходы на лекарства превышают согласованный лимит. Прогнозируемая ставка на 2025 год в размере 22,9% названа в отчете «критической точкой», которая делает страну нежизнеспособной для вложений.

Другой проблемой является ослабление системы клинических исследований. Сроки организации испытаний в Великобритании значительно дольше, чем в других европейских странах, таких как Испания, Франция и Германия. Несмотря на то, что Великобритания лидирует в Европе по количеству исследований в области клеточной и генной терапии, многие инновационные препараты так и не попадают в Национальную службу здравоохранения (NHS) из–за сложностей с возмещением затрат.

Негативные тенденции подтверждаются действиями крупных игроков. Незадолго до публикации отчета американская компания MSD (Merck & Co) объявила об отмене планов по расширению в Великобритании на 1 млрд фунтов стерлингов, сославшись на сложный инвестиционный климат. Ранее британский гигант AstraZeneca направил 50 млрд долларов на инвестиции в операции в США и отменил проект строительства завода в Ливерпуле стоимостью 450 млн фунтов. Глава AstraZeneca Паскаль Сорио даже заявлял о возможном переносе листинга акций компании в США, что стало бы серьезным ударом по престижу британского сектора.

«Амбиция правительства – сделать Великобританию центром наук о жизни номер один в Европе к 2030 году. Достижение этой цели возможно только в том случае, если Великобритания удвоит свои сильные стороны, срочно устранит системные недостатки и использует нереализованный потенциал», – заключил Торбетт.