
Производители медицинских устройств активно переосмысливают подходы к защите интеллектуальной собственности, смещая акцент с традиционных патентов на коммерческую тайну. Эксперты связывают эту тенденцию с растущей ролью анализа данных в отрасли и изменениями в патентном законодательстве.
Значительная доля инноваций в области медицинских технологий сегодня сосредоточена на обработке данных и сигналов, генерируемых устройствами. Скотт Симмондс, юрист по интеллектуальной собственности из юридической фирмы Barnes & Thornburg, отмечает: эта реальность, в сочетании с ужесточением требований Управления по патентам и товарным знакам США (USPTO), заставляет компании отдавать предпочтение коммерческой тайне.
В июле 2024 года USPTO ввело более строгие правила патентования алгоритмов искусственного интеллекта. Например, патентные заявки, использующие общие формулировки вроде «оптимизация производительности», теперь регулярно отклоняются. Для получения патента требуется предоставить более весомые доказательства новизны и уникальности функции алгоритма. В результате, компании приходят к выводу, что фокусироваться следует не столько на патентной защите, сколько на сохранении своих уникальных методов обработки данных и сигналов как коммерческой тайны.
Ещё одним фактором изменения стратегии является высокая скорость инноваций, утверждает Симмондс. К тому моменту, когда компания получает патент и обеспечивает его применение для защиты процессов обработки данных и сигналов, на рынке уже могут появиться технологии следующего поколения. Патентная система, по сути, движется медленнее, чем развивается технический прогресс.
Учитывая эту динамику, Симмондс советует своим клиентам внедрять системы отслеживания интеллектуальной собственности, которые чётко определяют, какие внутренние процессы считаются коммерческой тайной. Коммерческая тайна широко распространена в секторе медтехники, поскольку она обходится дешевле и не имеет срока давности. Однако её эффективность полностью зависит от конфиденциальности, и она не гарантирует защиту от независимого обнаружения.
Для усиления защиты своих технологий компании могут применять такие методы, как разработка надёжного шифрования для предотвращения обратного инжиниринга, а также продажа продукта с явной лицензией на программное обеспечение и операционные аспекты устройства. «Это чётко определяет, что покупатель платит за продукт, получает лицензию и заключает соглашение при его приобретении, что обязывает его ограничивать доступ, поддерживать контроль и не заниматься обратным инжинирингом», – поясняет Симмондс.
В условиях технологического развития в медтехнике, компаниям также следует тщательно подходить к определению коммерческой тайны в трудовых договорах с сотрудниками, начиная с самых ранних этапов их работы. «Важно иметь хорошие, надёжные соглашения с сотрудниками и подрядчиками, чтобы чётко обозначить, что им запрещено разглашать», – подчёркивает эксперт.
Тогда как традиционные соглашения о неразглашении (NDA) обычно имеют временные ограничения, Симмондс предпочитает ужесточать их условия, чтобы информация, подпадающая под защиту коммерческой тайны, оставалась таковой до тех пор, пока она сохраняет этот статус. Крупные игроки медрынка, такие как Johnson & Johnson Medtech, включают в свои NDA целый ряд строгих обязательств. Они касаются запрета на обратный инжиниринг, а также других пунктов – например, запрета на запись внутренних разговоров или создание скриншотов внутренних документов. Такие NDA могут устанавливать условия «бессрочно» с момента их подписания, если только не предусмотрено иное соглашением. Симмондс также советует стартапам детально прорабатывать положения о неразглашении информации, чтобы сохранить свои коммерческие секреты.
«Этот процесс должен быть институционализирован, – заключает Симмондс. – Многие люди недостаточно задумываются об этих вещах. Они воспринимают информацию как конфиденциальную, не осознавая, что именно является для них коммерческой тайной в рамках закона».