
Сложившуюся в США ситуацию с прямой рекламой фармацевтических препаратов для потребителей назвали «кризисом общественного здравоохранения». Такую оценку дал профессор Университета Джонса Хопкинса Мартин Макари на фоне слабого надзора со стороны Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). В своем письме, опубликованном в рецензируемом медицинском журнале JAMA, Макари подчеркнул, что по федеральному закону реклама рецептурных препаратов должна представлять «справедливый баланс» рисков и преимуществ.
Заявление прозвучало через несколько дней после того, как FDA объявило о намерении усилить борьбу с фармацевтическими компаниями и влиятельными лицами в социальных сетях, ответственными за вводящую в заблуждение рекламу или обманчивый маркетинг. Инициатива исходит с самого верха – власти США обеспокоены тем, что ослабление требований FDA к рекламе лекарств привело к введению общественности в заблуждение относительно рисков и преимуществ某些 препаратов. Это, в свою очередь, поощряет медикаментозное лечение вместо изменения образа жизни и продвигает дорогие брендированные продукты вместо более дешевых дженериков.
Макари заявил, что FDA «принимает меры для исправления десятилетий регуляторного провала». По его словам, «агентство сейчас переходит от реактивного, основанного на жалобах, надзора к проактивному мониторингу фармацевтической рекламы на всех медиаплатформах». Эксперт указал на то, что в 1990-х годах ведомство ежегодно направляло сотни писем с требованием устранить нарушения рекламных правил. «К 2023 году это число упало всего до одного письма. В 2024 году FDA не отправило ни одного такого письма», – утверждает Макари.
США – единственная страна, помимо Новой Зеландии, где разрешена прямая реклама рецептурных препаратов для потребителей. Это создало в стране многомиллиардный рынок телевизионных, радио- и наружных рекламных роликов. FDA не может полностью запретить такую рекламу, поскольку это противоречит Первой поправке к Конституции. При этом, как отмечает Макари, «хорошо известно», что фармацевтические компании тратят на рекламу больше, чем на исследования и разработки. Отчет некоммерческой организации Public Citizen подтверждает это, показывая, что производители первых 10 препаратов, отобранных для переговоров о ценах в рамках программы Medicare, в совокупности потратили в 2022 году на 10 миллиардов долларов больше на «деятельность по самообогащению», чем на R&D.
Политическое внимание к проблеме привлекла скандальная реклама телемедицинской компании Hims & Hers, показанная во время финала Супербоула в этом году. Рекламный ролик продвигал ее составные препараты для снижения веса, одновременно нападая на конкурирующие продукты от Big Pharma. Реклама вызвала критику со стороны сенаторов, а регуляторы отметили, что потенциальные побочные эффекты не были должным образом разъяснены. Макари заявил, что реклама Hims & Hers была «нарушением правил FDA», поскольку компания не упомянула никаких побочных эффектов или оговорок.
На фоне новостей об усилении контроля со стороны FDA юридическая фирма Ropes and Gray отметила: «В краткосрочной перспективе фармацевтические компании сталкиваются со значительной неопределенностью относительно того, как реагировать на новые письма и директивы FDA». В то же время представители пациентов приветствуют перемены. Снеха Дэйв, исполнительный директор некоммерческой организации Generation Patient, помогающей молодым пациентам с редкими заболеваниями, считает, что это «шаг в правильном направлении к обеспечению того, чтобы пациенты получали справедливую, сбалансированную и точную информацию о рецептурных препаратах».