Takeda инвестирует до $11,4 млрд в онкологическую программу Innovent



Takeda, один из мировых фармацевтических гигантов, заключила масштабное соглашение с китайской компанией Innovent Biologics, оцениваемое в потенциальные 11,4 млрд долларов. Этот шаг подчеркивает стратегическое стремление Takeda усилить свои позиции в разработке биспецифических антител и конъюгатов антитело–лекарство (ADC) в онкологической сфере.

В рамках сделки японская Takeda приобретает права на коммерциализацию трех онкологических препаратов Innovent, находящихся на клинической стадии, по всему миру. Innovent сохраняет за собой права на один из кандидатов в США, а также права на все три препарата на территории Китая. Один из ключевых активов – IBI363, биспецифический антитело–слияние белок, изучаемый для лечения колоректального рака и немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ). Innovent и Takeda будут совместно разрабатывать IBI363 на глобальном уровне, распределяя затраты в соотношении 40/60 соответственно, при этом большая часть расходов ложится на Takeda. Компании также планируют расширить применение IBI363 на другие виды онкологических заболеваний. Takeda получит права на коммерциализацию IBI363 за пределами США и Китая.

Кроме того, Takeda получит права на онкологический препарат IBI343 от Innovent – ADC для лечения рака поджелудочной железы и желудка, за исключением Китая. В настоящее время IBI343 проходит третью фазу клинических испытаний для лечения рака желудка в Китае и Японии. Takeda планирует ускорить развитие IBI343 и расширить его применение в качестве терапии первой линии при раке желудка и поджелудочной железы. Соглашение также предоставляет Takeda эксклюзивное право на лицензирование глобальных прав на ранний экспериментальный биспецифический ADC, IBI3001, за пределами Китая. Этот инновационный препарат, первый в своем классе, сейчас оценивается в фазе I исследований для лечения местнораспространенных или метастатических солидных опухолей.

Общая сумма сделки по этим трем препаратам предусматривает авансовый платеж Takeda в размере 1,2 млрд долларов, при этом Innovent сможет получить до 10,2 млрд долларов в виде поэтапных выплат по достижении определенных вех. Тереза Битетти, президент глобального онкологического бизнес–подразделения Takeda, 22 октября заявила, что программы IBI363 и IBI343 могут «трансформировать» онкологический портфель компании, значительно «повысив потенциал роста Takeda после 2030 года».

Сделка с Innovent вписывается в более широкую тенденцию: Takeda становится одной из многих крупных фармацевтических компаний, активно инвестирующих в инновационные препараты, разработанные в Китае. Этот год был отмечен рядом аналогичных партнерств. Например, AstraZeneca в июне 2025 года вложила 5,2 млрд долларов в сотрудничество с CSPC Pharmaceuticals в области хронических заболеваний. Вместе компании будут заниматься поиском и разработкой доклинических кандидатов.

Pfizer и Novartis также заключили значимые соглашения с китайскими биофармацевтическими компаниями в этом году. Pfizer лицензировала биспецифический препарат SSGJ–707 от 3SBio в рамках сделки на 1,25 млрд долларов. Novartis, в свою очередь, приобрела права на два малых интерферирующих РНК (siRNA) препарата от Argo Biopharma для лечения тяжелой гипертриглицеридемии и смешанной дислипидемии, с авансовым платежом в 160 млн долларов и потенциальными поэтапными выплатами до 5,2 млрд долларов. Интерес крупной фармы к китайскому научно–исследовательскому потенциалу оправдан, поскольку на долю Китая приходится уже одна пятая всех разрабатываемых препаратов в мире.

Тенденция лицензирования китайских препаратов прослеживается и в более широком фармацевтическом секторе: по данным GlobalData, 28% инновационных препаратов, лицензированных в 2024 году, были произведены китайскими биофармацевтическими компаниями. При этом стоимость таких лицензионных соглашений демонстрирует значительный рост, увеличившись на 66% – с 16,6 млрд долларов в 2023 году до 41,5 млрд долларов в 2024 году.

Несмотря на бурный рост в сфере исследований и разработок, Китай все еще сталкивается с препятствиями, вызванными правительством США, которое недавно вновь подняло вопрос о спорном Законе BIOSECURE в Конгрессе. Принятие этого законопроекта может существенно ограничить возможности китайских биотехнологических и производственных компаний получать финансирование из США и заключать соглашения о сотрудничестве с американскими фармацевтическими фирмами, использующими федеральные резервы. Аналитики GlobalData прогнозируют, что Закон BIOSECURE способен как дестабилизировать фармацевтическую промышленность, так и значительно увеличить стоимость разработки лекарств.